Всего: 0
Всего: 0

Зарядная станция для электромобиля как бизнес

Каковы перспективы открытия электрозаправки в России сейчас? Обсудим все основные аспекты, плюсы и минусы этого нового бизнеса, а также представим цифры, на которые можно рассчитывать. В расчётах использованы средние данные по России на момент написания статьи. В каждой публикации присутствует калькулятор для расчёта прибыльности бизнеса, который поможет вам определить актуальные ключевые показатели доходности на сегодня.

1 670 000 ₽ — Стартовые вложения
5-35% — Загрузка станций
40 000 — 50 000 ₽ — Чистая прибыль
36 мес. — Срок окупаемости

 

Недавно электромобили считались игрушками для избалованных богатых людей, но последние события резко изменили ситуацию. Почти каждый автопроизводитель стремится занять место на быстро растущем рынке электромобилей.

Даже компании-гиганты, такие как Porsche, пересмотрели свое отношение к выпуску электромобилей — посмотрите хотя бы на новый Taycan, впечатляющий сочетанием передовых технологий и удовольствия от вождения! При этом электромобили становятся всё доступнее для обычных автовладельцев — на сайтах объявлений типа «Авито» или «Авто.ру» можно найти весьма неплохой Nissan Leaf за 600-700 тысяч рублей.

 

На фоне этого всё более актуальным становится вопрос об электрозаправках — количество автомобилей на альтернативном топливе растёт, и поэтому открытие бизнеса в этой нише кажется вполне логичным. Если в Москве и некоторых курортных городах, таких как Сочи, сеть электрозаправок ещё как-то представлена, то в других регионах страны с этими заправками дела обстоят далеко не лучше. Поэтому возникает вопрос: почему не открыть свою электрозаправку и не начать зарабатывать? Давайте разберемся вместе.

1. Рынок зарядных станций для электромобилей делится на две основные категории: станции переменного и постоянного тока, которые известны как медленные и быстрые зарядки. Главное различие между ними, влияющее на итоговые характеристики для потребителя, заключается в наличии преобразователя энергии. Преобразователь энергии встроен в станции постоянного тока, в то время как в станциях переменного тока он находится в самом электромобиле.

Мощность и скорость зарядки выше у станций постоянного тока. Станции переменного тока заряжают батарею автомобиля значительно медленнее — от 8 часов и более. Однако в мире станций переменного тока гораздо больше — на каждые 10 станций переменного тока приходится лишь одна станция постоянного тока. Этот разрыв связан с различиями в потреблении энергии.

Станции переменного тока часто называют destination-станциями, так как они устанавливаются там, где автомобиль находится на длительное время, таких как дом или офис. Эти станции создают нагрузку на сеть, сравнимую с использованием электрического чайника.

Станции постоянного тока используются как обычные АЗС и необходимы для срочной зарядки автомобиля водителю, а также устанавливаются на трассах между городами. Всего за 10-20 минут зарядки можно получить запас энергии на 200-300 км.

В России соотношение между станциями переменного и постоянного тока не соблюдается 10 к 1, что характерно для развивающихся рынков. Например, подобная ситуация наблюдается в Польше. В России примерно одинаковое количество медленных и быстрых станций. В Голландии практически у каждого парковочного места есть медленная зарядная станция, что объясняется их относительной доступностью — стоимость около 1000 долларов.

2. Чтобы заработать на зарядке электромобиля, можно рассмотреть пример одной из станций со стоимостью в 2 миллиона рублей. Установщики станции закупают 1 кВт электроэнергии за 5 рублей. Стоимость зарядки для электромобиля составляет 15-25 рублей за кВт. Таким образом, разница может достигать 20 рублей. Для окупаемости станции необходимо расходовать 100 000 кВт, что хватит на зарядку примерно 2000 автомобилей. Обычно предполагается, что станция будет занята 7 раз в день. Следовательно, срок окупаемости станции при тарифе 25 рублей за 1 кВт составит около года, а при тарифе 15 рублей/кВт — около 3 лет. Такие расчеты оправданы при наличии крупного парка электрокаров.

Важно отметить, что потребитель всегда будет выбирать станцию с наиболее привлекательной ценой. Однако на загородных трассах станции для него будут необходимы. Например, на М-11 в настоящее время установлено около 10 станций.

3. Оптимальное среднее расстояние между зарядными станциями на трассе составляет примерно 50 км. В городе чем плотнее расположены станции, тем лучше. Например, в Санкт-Петербурге с 50 станциями это было бы удовлетворительно для владельца электромобиля в российском контексте, но не очень хорошо по европейским меркам. Проекты подобные зарядным станциям на загородных территориях, таких как коттеджные поселки или гольф-клубы, на данный момент не очень популярны. Когда они узнают, что в городе парк электромобилей составляет около 3000 штук, то речи о быстром окупаемости уже не идет. Некоторые компании, однако, все же быстро принимают решение об установке зарядных станций.

Мировой опыт показывает, что зарядная станция, установленная рядом с магазином, рестораном, торговым центром или другим объектом, привлекает дополнительный трафик. От 60 до 80% владельцев электромобилей, согласно зарубежным исследованиям, отправляются за покупками в тот торговый центр, где расположена зарядная станция. Это можно сравнить с наличием автомоек или детских комнат в ресторане как дополнительным преимуществом для клиента. Например, сеть магазинов 7-Eleven в США и Канаде устанавливает электрозаправки рядом с магазинами в рамках проекта 7Charge. Подобные проекты есть и в Финляндии, где сеть K-Market занимается аналогичной деятельностью.

4. Производители станций конкурируют между собой по нескольким ключевым параметрам: гибкости, качеству сервиса и активности продажной команды. Рынок электрических заправочных станций растет очень быстро, в среднем на 30% в год, что создает дефицит возможностей для удовлетворения спроса даже у крупнейших игроков.

На данный момент важно, кто сумел своевременно заключить сделку с клиентом, предложив лучшие условия по скорости поставок, цене, отсрочке платежей и другим дополнительным услугам. Конкуренция в сфере маркетинга пока не играет определяющей роли.

Обычно первый опыт клиента связан с самой дешевой станцией, где ключевым моментом становится умение продать свой продукт. Большие компании уделяют этому меньше внимания, в то время как средние и малые производители активно борются за покупателей на этом этапе.

После того как клиент использовал дешевую станцию в течение года, он начинает обращать внимание на более мелкие детали, что открывает путь для реальных переговоров. Отличительным преимуществом для поставщика становится послепродажное обслуживание, где многие компании испытывают затруднения. Электрические заправочные станции часто выходят из строя, требуя постоянного обновления программного обеспечения, что часто приводит к длительным срокам ожидания ремонта.

В последние годы компания старается развиваться в направлении улучшения послепродажного обслуживания, понимая, что полностью надежную станцию создать невозможно. Цель заключается в создании условий, при которых клиентам обслуживание будет предоставляться по доступной цене и в кратчайшие сроки. Ожидается, что значительный опыт в этой области будет получен на международных проектах компании.

Ключевым моментом для успешного развития на рынке в будущем является ремонтопригодность. На данный момент лишь 10-20% станций установлены по всему миру для обслуживания растущего парка электромобилей, и уже на этой стадии возникают проблемы с сервисом. Для успешной деятельности в этой области необходимы инновационные подходы, иначе бизнес может столкнуться с проблемой большого числа сотрудников обслуживания и низкой прибыльностью.

Сложности при открытии электрозаправки

В последнее время всё больше появляется энтузиастических отзывов о том, насколько выгодно открывать электрозаправку и что это перспективное направление в бизнесе. Но при ближайшем рассмотрении становится ясно, что многие из отзывов созданы самими поставщиками оборудования. В любом случае, открыть электрозаправку быстро и начать зарабатывать не получится. Давайте начнем с юридических аспектов.

Во-первых, согласно действующему законодательству, продавать электроэнергию в России могут только электросетевые компании. То есть перепродавать электричество с обычным и логичным способом оплаты — по счетчику — невозможно.

Однако есть определенные способы обойти это ограничение. Например, можно сдавать в аренду парковочное место рядом с заправкой. Другой вариант — выпустить абонемент, предоставляющий владельцу возможность пользоваться заправочным терминалом в любое удобное время.

Оборудование для электрозаправки

Не так просто дело обстоит и с оборудованием. На первый взгляд, инвестиции не кажутся слишком большими. Можно, конечно, приобрести недорогую зарядную станцию за 500-600 тысяч рублей, но время зарядки электромобиля от такого устройства составит несколько часов. В конечном итоге для полной зарядки аккумулятора может понадобиться 7-8 часов.

Быстрые зарядные терминалы, или «суперчарджеры», как их уже называют, справляются с зарядкой автомобиля гораздо быстрее — всего 20-30 минут. Их мощности (от 50 кВт) достаточно для того, чтобы время ожидания клиента было минимальным. Однако стоимость такого оборудования будет значительно выше — от двух миллионов рублей. У этих вариантов есть и обратная сторона медали — частое использование быстрой зарядки может негативно сказаться на ресурсе дорогого аккумулятора электромобиля.

 

Свой бизнес на электрозаправках: теория и практика