
Как законно установить зарядку электромобилей в подземном паркинге?
Правила размещения зарядных установок для автомобилей в РФ
В последние годы ввиду стремительного развития науки и техники все популярнее становятся машины с питанием от автономного источника электрической энергии – электромобили. Они выгодно отличаются от машин с ДВС, в которых в качестве горючего используются бензин либо дизтопливо, а именно: они не вредят экологии (не выделяют различные вредные вещества в окружающую среду), работают почти без шума, электрическая энергия стоит дешевле, чем бензин либо другое горючее.
Но если в Америке либо многих странах Евросоюза это явление уже стало вполне обыденным, то в РФ это только-только зарождается и постепенно набирает обороты, да и то главным образом в столице и Северной столице. Кстати, согласно результатам исследовательской работы, проведенной агентством “Автостат”, на текущий момент в России доля машин с электрической силовой установкой к суммарному числу легковушек составляет меньше 1 процента. Чаще всего это объясняется наличием некоторых проблем в обслуживании такого транспорта и отсутствием подходящего механизма правового регулирования по решению этого вопроса.
Основной проблемой для собственника машины с электрической силовой установкой остается вопрос о зарядке своего “железного коня”. Сегодня наблюдается острая нехватка специализированных зарядных станций. В большей части населенных пунктов Российской Федерации такие общедоступные пункты, где собственники электромобилей могут зарядить свое ТС, вовсе отсутствуют. При этом там, где официально имеется “электрозаправка”, это обычно лишь столб с розеткой 220 В. От него машины с электрическим двигателем будут заряжаться 6-8 ч., и это по самым скромным расчетам.
Также было бы намного удобнее разместить такую зарядную станцию в своем дворе в парковочной зоне для обеспечения возможности ночной зарядки транспортного средства с электрическим двигателем. Но с размещением таких электрозаправок появляется много вопросов. Попытаемся разобраться.
Покупая машину с электродвигателем, ее собственник должен быть сразу готов к тому, каким образом и где он будет ее заряжать. Но сегодня четкого правового регулирования этого вопроса просто нет. На практике, учитывая это обстоятельство, многие собственники таких ТС решают эту проблему посредством своей находчивости и сообразительности. Но такие решения не всегда приводят к успеху и не каждый с ними согласен.
К примеру, некий гражданин выделил место для своего транспортного средства с электрической силовой установкой на территории около многоквартирного дома. Он попросту протянул из своего жилища кабель и поставил щиток с зарядкой на бордюре. Но соседи не оценили такое решение мужчины и обратились в местную управляющую компанию с жалобой на самовольное присвоение гражданином места для парковки. Управляющая компания в свою очередь потребовала убрать самодельное зарядное устройство.
Чтобы не принимать подобных опрометчивых решений и потом не убирать самодельные зарядные устройства, собственник машины с электрической силовой установкой прежде всего должен спроектировать схему установки кабеля зарядного устройства на фасадной части строения либо другом объекте общего имущества. Затем нужно найти место для парковки транспортного средства с электродвигателем. Далее согласно статье 44 ЖК России необходимо организовать проведение общего собрания собственников и обсудить вопрос пользования общим имуществом многоквартирного дома для размещения зарядной станции. В данном случае собственник электромобиля должен осознавать, что за выполнение всего объема работ будет платить именно он, в частности за техобслуживание. Размещение зарядного устройства можно оплатить из средств дома. Но в этом случае такое оборудование признается общим имуществом многоквартирного дома и плата за него становится частью платы за жилое помещение.
Далее нужно отправить заявку в сетевую организацию на заключение договора о технологическом присоединении. Если в итоге она будет одобрена, подписывается договор о технологическом подключении и снабжении электроэнергией.
Что говорит закон
Итак, согласно пункту 5.2.43 при выборе зарядного оборудования (для оперативной зарядки и/либо сверхбыстрой подзарядки) важно принимать во внимание наличие доступной электросетевой инфраструктуры и требуемой для подключения мощности (или возможности вероятного изменения конструкции распределительных объектов для получения требуемой мощности).
Кроме того, согласно пункту 5.2.53 доступ к зарядному оборудованию должен быть не открытым, активировать зарядное устройство можно лишь посредством особой карты доступа.
В нескольких подмосковных населенных пунктах местные органы власти устанавливают такие зарядные устройства на придомовых территориях многоквартирных домов с их встраиванием в опоры уличного освещения. Электромобиль заряжается за 8-9 ч. Иными словами, к утру машина будет заряжена на 100%.
Также следует рассмотреть вопрос размещения зарядных устройств на территории подземной парковки. Скорее всего, каждый собственник электромобиля хотел бы по прибытии на свое место работы в неком бизнес-центре оставить свое ТС в парковочной зоне. И пока хозяин трудится, “железный конь” с электрической силовой установкой все это время не простаивает зря, а заряжается от станции, размещенной на подземной парковке. Либо же по прибытии домой ТС заряжается до утра на подобной подземной парковке, только уже во дворе многоквартирного дома, где живет собственник электромобиля.
Но в 2013 г. размещать “зарядные и пусковые электрические приборы и оборудование автономной и стационарной конструкции” на подземных парковках запретили (согласно пункту 6.4.5 Свода правил использования подземного паркинга). Установившие такие устройства нарушители обязаны произвести их демонтаж. Отказавшиеся будут наказаны по статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях (несоблюдение условий пожарной безопасности). А в случае пожара предусмотрены штрафные санкции на сумму до 1 миллиона рублей.
Отказывая в размещении зарядного оборудования на территории подземной парковки либо требуя его демонтировать, управляющие компании либо госорганы руководствуются Сводом правил использования подземной парковки, точнее, п. 6.4.5. “На пользование зарядными и пусковыми электрическими приборами, оборудованием автономной и стационарной конструкции на территории подземных парковок налагается запрет”. Между тем многие собственники электромобилей старались доказать, что этот пункт имеет отношение к зарядке щелочных аккумуляторных батарей. Это объясняется тем, что при зарядке таких батарей может выделяться водород, которому свойственна взрывоопасность. Но у большей части машин с электродвигателем в свою очередь другие типы аккумуляторных батарей. Некоторые собственники этих ТС после предоставления документов на свой транспорт могли договориться с управляющей компанией о размещении такого оборудования на подземной парковке.
Важно помнить, что с юридической точки зрения даже в таких ситуациях будет иметь место нарушение пункта 6.4.5 вышеуказанного свода правил. Ни одного пояснения относительно щелочных аккумуляторных батарей в актуальных законах нет. Вот почему при соответствующем требовании от госоргана собственник, разместивший такое оборудование, будет вынужден произвести его демонтаж.
В прошлом году “Московская объединенная электросетевая компания” не раз инициировала разработку нормативно-правового акта, который бы обязывал управляющие компании размещать такие зарядные установки из расчета 1 установка на пять машиномест. Оценив потребности собственников электромобилей, сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций в текущем году сообщили, что в следующем году запрет на размещение зарядных устройств для машин с электродвигателем на территории подземных парковок будет снят. Об этом, в том числе, писали в изданиях Interfax.ru и “Коммерсантъ”. Официальный запрет на размещение зарядных устройств для машин с электродвигателем на территории подземных парковок многоквартирных домов либо бизнес-центров будет снят. Ожидается, что к следующему году составят проект закона, который позволит устанавливать эти зарядные станции с разрешения управляющей организации и при обязательном выполнении условий пожарной безопасности.
Есть информация, что сегодня ряд парковок столичных торговых комплексов, бизнес-центров и ЖК оснащен 3-фазными 380-вольтовыми розетками общего пользования, от которых машины с электродвигателем могут получать необходимую им зарядку. Но это не специализированные зарядки высокой мощности для электромобилей, и на их размещение никто не дает разрешения. Также при несоблюдении требований пожарной безопасности такие розетки должны быть убраны по требованию госорганов.
Какие правила необходимо соблюдать при монтаже зарядных розеток в подземных парковках
Согласно изменениям законодательства, стоянка электроавтомобилей, а также гибридных вариантов, разрешается совместно с другим транспортом, оборудованных ДВС. Предназначенные для электротранспорта места могут быть оборудованы пунктами зарядки. Данное правило действует как для всех типов стоянок, независимо открытые они закрытые, а также для подземного варианта. Правда указываются небольшие уточнения для подземного варианта – это соответствие пожарной безопасности классу С0 и С1, а также предоставление мест для электротранспорта, которые должны располагаться не ниже первого этажа при подземном или подвальном исполнении. Дополнительно присутствует требование, что при зарядке аккумулятора не должны выделяться горючие газы и вредные вещества.
- При установке зарядных станций в подземных паркингах необходимо соблюдать определенные правила. До марта 2019 года установка таких станций была запрещена на законодательном уровне в соответствии с Приказом МЧС РФ №117. Однако после марта 2019 года были приняты новые правила, которые отменяют этот запрет. Теперь можно устанавливать зарядные станции как на подземных паркингах, так и на наземных парковках при соблюдении определенных требований.
- В новых правилах указано, что стоянка электро- и гибридных транспортных средств может осуществляться совместно с другими автомобилями, оснащенными ДВС. При этом места, предназначенные для электротранспорта, могут быть оборудованы зарядными станциями. Это правило действует как для открытых, так и для закрытых парковок.
- Для установки зарядных станций необходимо получить разрешение владельца парковки или местных властей. При установке необходимо учитывать требования по безопасности и энергоэффективности и не нарушать права других пользователей паркинга.
Требования по обустройству мест зарядок
Ранее действовало правило о запрете подзарядки аккумулятора, если он находиться непосредственно на автомобиле. В исключение попадали тяговые аккумуляторы электромобилей, а также автомобилей, если в них установлены гибридные двигатели и при восполнении заряда не выделялись вредные вещества. Дополнительно, три года назад МЧС опубликовало объяснение, что при использовании пускового оборудования следует учитывать положения постановления No 390 «О противопожарном режиме».
Согласно принятым положениям, в местах, где осуществляется подзарядка электротранспорта или транспорта с установленным гибридным двигателем, обязательно должна присутствовать автоматическая система пожаротушения. В данном варианте не имеет значения какого размера место, требование действительно в каждом случае. Дополнительно, при подаче сигнала тревоги зарядка должна прекращаться и энергосеть обесточивается.
Если места зарядки электротранспорта обустроены в закрытом здании, то в этом случае общая площадь не должна быть более 1200 м2. Если площадь стоянки превышает указанные размеры, то исполнения требования законодательства создаются отдельные площадки, которые также не могут быть более указанного размера.
Для создания отдельных площадей для зарядки могут быть использованы секции со следующими условиями:
- Помещение, оборудованное перегородками, относящиеся к первому типу;
- Наличие оборудованных зон или проездов с шириной более восьми метров;
- Наличие зон или проездов, если ширина превышает шесть метров, то в средней зоне должна быть оборудована дренчерная завеса, не менее одной нити. Разрешается обустройство экранов с автоматическим опусканием при возникновении пожароопасной ситуации или возгорания.
Для стоянок электроавтомобилей действует правило о максимальном количестве машино-мест. Согласно требованиям законодательства оно не может быть превышать десять единиц, без выделения отдельной секции. Также предусмотрены мероприятия по предотвращению пожарной нагрузки в обозначенных местах.
Подключение электромобиля к зарядке возможно только при соблюдении не только противопожарных требований, но и электробезопасности. Размещение розеток для зарядки электротранспорта должно соответствовать строительным нормам.
Процедура согласования
Для получения разрешения на монтаж розеток на автостоянке и согласования необходимо выполнить следующие условия:
- На собрании МКД принимается решение о необходимости оборудовать стоянку электрическими розетками с установленными приборами учета потребляемой электроэнергии для зарядки автомобилей. К общему имуществу МКД относятся все конструкции и электрическое оборудование. Соответственно несущие и не несущие конструкции, а также необходимое электрооборудование находится в общем владении собственников мест стоянок и квартир (если стоянка входит в комплекс здания и считается частью дома);
- Монтаж розеток, изменение электрического оборудования входят в список работ, которые попадают под категорию переустройства или перепланировки помещений. Для выполнения работ необходимо подготовить и согласовать соответствующий проект. Для согласования необходимо обратиться в компанию, которая будет предоставлять энергетические мощности для зарядки электроавтомобилей;
- Получить разрешение от Мосжилинспекции на выполнение работ. В списке работ указывается установка розеток для зарядки электротранспорта. Для получения разрешения заявитель обязан подготовить пакет документации, куда включаются документы на помещение, где планируется перепланировка, техническую документацию, подготовленный проект, который должен быть согласован с компанией предоставляющей мощности, используемые для зарядки транспорта, протокол собрания, с подтверждением принятого решения;
- Выполнить работы по обустройству мест зарядки. После завершения всех процедур обязательно оформляется акт о завершении выполненных работ по переустройству. При установке зарядных розеток требуется монтаж приборов учета потребляемой энергии. Для соблюдения требований необходимо обратиться в Мосэнергосбыт или иную организацию, имеющую разрешение выполнять подобные работы и устанавливать соответствующее оборудование для контроля потребляемой энергии при зарядке электротранспорта. Для получения документов о завершении работ, журнала, актов проверки результатов скрытых работ (если они требуются) необходимо подать соответствующую заявку на ресурсе mos.ru или обратиться в многофункциональный центр с соответствующим заявлением. После завершения работ для приемки объекта создается приемная комиссия. В ее составе должны присутствовать официальное лицо от Мосжилинспекции, создатель проекта, лицо от организации, которая выполняла работы, а также человек, представляющий управляющую компанию.
При обнаружении нарушений, совершенных в ходе переустройства помещения виновный должен привести объект в первоначальное состояние. При работах по восстановлению должны выдерживаться сроки, а также порядок исполнения, обозначенный органом, с которым проводилось согласование. - Провести монтаж счетчиков для контроля потребляемой электроэнергии. В соответствии с ч.1 ст. 13 закона No261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергетические ресурсы должны обязательно учитываться. Для этого необходимо установить специальные приборы, контролирующие объем переданной электроэнергии. Для подтверждения допуска, дальнейшей установки и разрешения на использование прибор должен пройти проверку на готовность проводить расчет за электроэнергию. Для подтверждения готовности прибора к использованию после проверки оформляется свидетельство, где указываются результаты проверки. Установка счетчика — это работы по монтажу устройства или другого оборудования, предназначенного для учета электроэнергии, предоставляемого конечному потребителю.
Авто с электродвигателем – еще новинка в Российской Федерации. Но из года в год их количество на дорогах нашей страны все увеличивается. Вы всегда можете обратится к нашим специалистам за помощью и консультацией.
+7 (495) 108—98—96
или