Всего: 0
Всего: 0

Опытные путешественники знают, что в другой стране может возникнуть проблема с подключением к электричеству из-за несовместимости штепселя устройства и местной розетки. Для решения этой проблемы необходим переходник, который следует иметь в багаже.

В мире электромобилей также отсутствует единый стандарт зарядных разъемов, и простым переходником проблему уже не решить. Однако вариантов розеток для электрокаров меньше, чем для бытовой электроники: всего семь.

Варианты розеток для электромобилей
Варианты розеток для электромобилей

Type 1. Это однофазный разъем (иногда обозначаемый как J1772), который стал первым стандартом для специализированного подключения электромобилей в 2009 году. Он предназначен только для зарядки переменным током в режимах Mode 2 и Mode 3, и используется в основном в США и Японии. Максимальная мощность зарядки составляет 9,2 кВт.

Type 2. Это комбинированный (одно-/трехфазный) разъем, принятый для подключения электромобилей в Европе. Он был разработан компанией Mennekes и позволяет заряжать электромобили мощностью до 43 кВт в режиме Mode 3.

CCS Combo 1 и CCS Combo 2. Автопроизводители создали эти более продвинутые разъемы, понимая недостатки стандартов Type 1 и Type 2. В них есть дополнительная проводка, рассчитанная на зарядку постоянным током (Mode 4) мощностью до 400 кВт. Зарядить электромобиль с кабелем Type 1 / Type 2 от такого терминала не получится, но обратная совместимость есть — «комбо»-электрокар можно подключить к станции медленной зарядки.

Tesla Supercharger. Этот разъем был внедрен компанией Tesla, которая развивает собственную сеть зарядных станций, чтобы обойти ограничение по мощности американского стандарта Type 1. Он комбинированный и позволяет заряжать автомобиль как «медленным» переменным током, так и от DC-станций мощностью до 135 кВт. Новая версия кабеля Supercharger V3 с жидкостным охлаждением позволяет увеличить мощность зарядки до 250 кВт. Автомобили Tesla для экспортных рынков оснащены разъемами Type 2, что делает их совместимыми с европейскими зарядными терминалами. А от местной станции Tesla Supercharger машину можно зарядить и мощным постоянным током.

CHAdeMO. Это стандарт, который активно используют конкуренты Tesla в США и Японии. Этот сложный разъем в версии 2.0, разработанной в 2018 году, обеспечивает мощность зарядки до 400 кВт постоянным током (при наличии жидкостного охлаждения терминалов), но при этом способен отдельно подпитывать 12-вольтовую сеть электромобиля. Большинство электромобилей, оснащенных таким разъемом (в основном японских и корейских), сегодня могут принять только 50 кВт. С помощью специального адаптера к терминалам стандарта CHAdeMO можно подключать и электрокары Tesla.

GB/T. Этот разъем (точнее, сразу два разъема — для переменного и постоянного тока) создали в Китае, переняв некоторые проверенные решения из существующих стандартов. GB/T обеспечивает мощность DC-зарядки (Mode 4) до 237 кВт, а в новой модификации с жидкостным охлаждением обещает достичь фантастических 900 кВт.

В России приняты «европейские» стандарты Type 2/CCS Combo 2. Наличие любого из этих разъемов под зарядным люком электромобиля снимает вопрос совместимости. На некоторых европейских моделях такие порты ставят парами и с разных сторон. А на американских или японских электромобилях, предназначенных для рынка Европы, часто встречаются и двойные стандарты — рядом с «родным» CHAdeMO будет соседствовать и обязательный «локальный». Терминалы с CHAdeMO также встречаются в России.

Сегодня большинству электромобилей не нужны мощные станции зарядки. Лучший вариант — установить терминал прямо дома или на работе, где машина проводит большую часть времени. Таким образом, проблема мощности и скорости зарядки отпадает сама собой. Домашний способ зарядки имеет несколько преимуществ: таймерное подключение позволяет получать электроэнергию по сниженным ночным тарифам, а также можно прогреть или охладить электромобиль от сети, не растрачивая энергию аккумулятора. Кроме того, можно выбрать нужную розетку и избежать критических нагрузок, которые могут создавать общественные станции скоростной зарядки.

Если ежедневный пробег не превышает 50-100 км, то можно обойтись домашней розеткой на 220 В.

Если требуется каждодневная подзарядка на 150-200 км, то лучше обратиться в местную электрическую компанию, чтобы сделали трёхфазную подводку.

Ещё лучше установить специальный настенный терминал, который заряжает электромобиль в режиме Mode 3 и обеспечивает мощность до 22 кВт.

Есть ещё один способ ускорить зарядку на дому — использовать внешний инвертор.

варианты розеток для электрокаров
Варианты розеток для электрокаров

Общественные сети в России пока заряжают автомобили бесплатно, но в перспективе это может измениться. Можно зарядиться от «медленных» станций, размещённых на некоторых АЗС, от «умных столбов», а также от настенных или колоночных станций, которые устанавливают крупные автодилеры.

Некоторые требуют активации специальной картой. Бесплатно или условно бесплатно можно зарядиться от «медленных» зарядок, которые стали устанавливать на своих парковках некоторые столичные отели, бизнес-центры или крупные ТРЦ.