Международный стандарт IEC 61851 определяет четыре основных режима зарядки электромобилей: Mode 1, Mode 2, Mode 3 и Mode 4. Каждый из них отличается методом подключения, типом кабеля и зарядного устройства, а также уровнем безопасности. Рассмотрим особенности каждого режима зарядки.
Режим Mode 1 — это самая маломощная зарядная станция, работающая от бытовой электросети. Время зарядки электромобиля с её помощью может достигать 10–12 часов. Этот режим соответствует американскому типу Level 1 и практически не используется для современных электромобилей.
Mode 1 — самый простой и наименее безопасный режим зарядки. Электромобиль подключается к обычной домашней розетке переменного тока (220 вольт) с помощью стандартного шнура с разъёмом. При этом режиме не используются специальные защитные устройства, такие как устройство защиты от протекания тока (RCD) и устройство защиты от перенапряжения (EVSE).
Mode 1 обеспечивает максимальную мощность зарядки до 2,3 кВт (10 ампер) и подходит для электромобилей с небольшой ёмкостью батареи. Однако из-за низкого уровня безопасности и отсутствия защиты от перегрузок этот режим зарядки не рекомендуется использовать на постоянной основе.
Режим Mode 2 — это стандартная зарядная станция переменного тока, используемая как в домашних условиях, так и на электрозаправках. Она подходит для электромобилей практически любого типа, с традиционным разъёмом и системой защиты внутри кабеля. Время зарядки стандартного электромобиля с её помощью может достигать 8 часов.
Mode 2 предполагает использование специального зарядного кабеля, оснащённого встроенным устройством защиты (EVSE) и разъёмом, совместимым с обычной домашней розеткой переменного тока. Этот режим зарядки обеспечивает более высокий уровень безопасности по сравнению с Mode 1, так как EVSE контролирует процесс зарядки и предотвращает перегрузки и протекание тока.
Mode 2 позволяет заряжать электромобиль с максимальной мощностью до 3,7 кВт (16 ампер) при использовании стандартной розетки и до 7,4 кВт (32 ампера) при использовании специальной промышленной розетки. Этот режим зарядки подходит для домашнего и временного использования, но не рекомендуется для постоянной зарядки на общественных станциях.
Режим Mode 3 — это самый мощный режим для зарядных станций с переменным током. Он совместим с разъёмами типа Type 1 (SAE J1772) для однофазных цепей и Type 2 для трёхфазных. Время зарядки электромобиля может варьироваться от нескольких минут до 3–4 часов.
Mode 3 является наиболее распространённым и безопасным режимом зарядки переменным током. При этом режиме электромобиль подключается к специальной зарядной станции (EVSE), которая обеспечивает защиту от протекания тока, перегрузок и перенапряжения.
Зарядная станция Mode 3 имеет специальный разъём, несовместимый с обычными розетками, что повышает уровень безопасности и предотвращает несанкционированное подключение. Этот режим зарядки обеспечивает максимальную мощность до 22 кВт, в зависимости от модели зарядной станции, и подходит для домашнего и общественного использования.
Режим Mode 4 — это скоростная зарядка, использующая постоянный ток. Время восстановления ёмкости аккумулятора среднего электромобиля может достигать от 30 минут до 80%.
Mode 4 относится к зарядке постоянным током (DC) и используется в основном в быстрых станциях. При этом режиме электромобиль подключается к специальной зарядной станции, которая преобразует переменный ток из сети в постоянный ток для непосредственной зарядки батареи.
Зарядные станции Mode 4 обеспечивают очень высокую мощность зарядки, до 350 кВт, и позволяют заряжать батарею электромобиля до 80% за 20–40 минут. Этот режим зарядки подходит для общественного использования и дальних поездок, но требует специальной инфраструктуры и более дорогостоящего оборудования.