Давайте разберемся в аббревиатурах SECC и EVCC, которые иногда даже профессионалы способны перепутать. Основная функция обоих этих устройств состоит в согласовании параметров зарядки между зарядной станцией и электромобилем через выделенные сигнальные линии в кабелях и разъемах для зарядки.
SECC (Supply Equipment Communication Controller) — это аббревиатура, обозначающая модуль зарядной станции, ответственный за установление коммуникации с электромобилем. Его задачи включают передачу управляющих сигналов о параметрах зарядки электромобилю, прием и интерпретацию информации о состоянии зарядки от электромобиля, управление силовой электроникой зарядной станции, а также измерение потребляемой мощности. Функционал контроллеров зависит от типа зарядной станции — для быстрой зарядки постоянным током или медленной переменной требуются разные устройства с различным функционалом, сложностью и стоимостью. Также функционал может варьироваться в зависимости от производителя: некоторые контроллеры предлагают простые интерфейсы (например, CAN или RS 485), базовую индикацию, в то время как другие имеют большее количество интерфейсов, а также поддержку Ethernet, WiFi и LTE для подключения к системам управления зарядными станциями CSMS (Charging Stations Management System).
EVCC (Electric Vehicle Communication Controller) — это устройство, работающее на стороне электромобиля и отвечающее за взаимодействие с зарядной станцией. Оно интерпретирует управляющие сигналы и команды, передает информацию о процессе зарядки электромобиля от системы управления батареей (BMS — Battery Management System), управляет силовой электроникой электромобиля и другими аспектами.
Естественно, для успешного взаимодействия в рамках одной экосистемы, эти устройства должны быть совместимы и «говорить на одном языке». Под этим подразумеваются различные стандарты коммуникации для зарядки, которые приняты на международном уровне и поддерживаются крупными объединениями и консорциумами производителей зарядных станций и электромобилей.
Для EVCC и SECC контроллеров зарядки существует несколько национальных и международных стандартов, определяющих протоколы коммуникации, на которых ориентируются производители зарядных станций и электромобилей:
- J1772 — национальный стандарт коммуникации США для однофазных разъемов переменного тока с диапазоном мощности от 1,9 до 19,2 кВт.
- IEC 61851 — стандарт Международной Электротехнической Комиссии для проводной зарядки электромобилей переменным и постоянным током (принят как национальный стандарт России ГОСТ Р МЭК 61851).
- ISO 15118 — универсальный стандарт коммуникации для зарядки переменным и постоянным током, который включает в себя будущие технологии V2G (Vehicle to Grid — двунаправленный обмен энергией между электромобилем и сетью) и Plug and Charge (технология идентификации автомобиля в зарядной сети, авторизации сеанса зарядки и оплаты от имени его владельца при подключении к зарядной станции).